Тренировочный сбор Молчановых

Текст - Наталья Молчанова.
Фотографии - Наталья Молчанова, Daan Verhoeven, Юрий Шматко.

Выражаем превеликую благодарность Сергею Михайловскому за помощь в подготовке к чемпионату мира в Греции и участии в нем.

Решили начать с Италии.
Итак, Италия. Тренируемся втроем – Алеша, Марина Казанкова и я.

3 августа 2013 г.
Пригласила нас в гости рекордсменка Италии по нырянию в глубину Илария Молинаре. Она – переводчица, изучала русский. Очень забавно общаться: как ребенок, пока еще не освоивший склонений, падежей и родов. В итальянском окончания одинаковые и ударения всегда на предпоследний слог. Порядок в словообразовании. А в русском правила-то есть, да слова-то образуются не всегда по ним. Как и законы. В общем, смешно с Иларией.
Нырялка чудная – волны слегка, вода сине-голубая и 27 градусов. Вверху. На 10 метрах 17 градусов. Но мы в курсе, оделись. Разныриваемся.
На обратном пути красивый итальянец – капитан нашего катера показал красивую жизнь: виллы средь скал. Чудненько.
Илария зазвала откушать. Зашли: домик хорошенький, детки милые, родители трогательные, до моря 12 шагов. Идиллия в доме Иларии (но ей хочется экстрима и она ныряет с акулами).
На столе яства изысканные: сыр моцарелла из молока буйволицы (романтичнее, чем из молока коровы), прoшутто (мясо сырое, тоненько-тоненько нарезанное), салат с рукколой (это трава, хотя на слух нечто изысканное), рыба из моря, паста (она всегда), еще какие-то вкусности. Дальше не помню, внимание рассеялось после дегустации местных напитков (лимончелло неплохой). Да! еще мороженое.
Хорошая нырялка получилась.

4 августа
Друг Марины Джорджио (амплуа - комический актер), любезно вывез нас на своем катере в море. Он пока еще осваивается в новой роли моряка и далеко от берега решил не отплывать, мотивировав надвигающимся штормом. Шторм, конечно, не надвинулся. Мы тренировались в глубинах до 12 метров. Пожалуй, чего-то даже натренировали.
А потом Джорджио устроил экскурсию по Тибру. Нам было странно, что Рим (впереди всегда слово – великий) был построен на такой неказистенькой речушке. Ну цапли, ну лягушки для цапель. И даже не разгонишься – ограничение 3 узла. Джорджио попытался с ветерком, так с берега зашипели. Вот наша Волга… У нас великая Волга. А у них Рим. Великий.

6 августа
На закате пошли в море. Почему на закате? Ну вот так. Сначала красиво – солнышко в воду садится. А как село, так мурашки от страшности. Вода-то темная, а в темноте же ничего не видно. Если не видно, что никого нет, значит, кто-то есть. И если б еще страхующий Алеша до дна провожал, присматривал. Нет. Внизу я одна во всем Средиземном море, таком темном, а в темноте ничего не видно. Нет уж. Развернулась раньше.
А Марине понравилось в темноте нырять. Говорит, спокойно ей в черной бездне.
У Алеши тоже мурашек не было. А может, были, да скрыл. Он же должен быть храбр, как лев. Хотя лев воды боится. Тогда просто отважен. Иногда Алеша тренирует отвагу. Например, в июле в самолетике Сережи Гришина Алеша расхрабрился и сделал «бочку». А я нет. И теперь у меня мечта.

До 10-го гуляли по Риму и ждали погоду у моря. Не дождались и переехали на Адриатическое побережье.

Хорватия
10-17 августа был семинар. Мы обучали нырялке. Чувствуешь свою полезность в роли преподавателя. И опыт наш не зря пропал – передали, чего ж его консервировать. И фридайверы все такие позитивные, что от совместных ныряний и общения остались чудные воспоминания. Спасибо участникам.
И снова – тренировки.

19 августа
Вышли в море на быстрой лодке, Алеша разухабился и понесся в поисках глубокой глубины. Отошли на 2 км от берега. Поныряли немного - я нервно боялась за Лешу из-за течения - трос стоял под углом. Но все спокойно потренировались, залезли в лодку - смеемся. Довольные такие. Заводимся - не заводится. Еще посмеялись. Потом бак посмотрели - пустой. Потом на Лешу посмотрели. Он - "А я че, я ниче". А он - водила.
Стоим, потом махать яхтам начали, они нам машут - приветствуют, улыбаются. А мы - нет. Телефона, рации тоже нет. Нас 8 человек. Потом бибикать стали.
С нами австрияки были, смогли доораться до  австрийской яхты. Подобрали, на веревочке дотранспортировали до берега. По дороге кидали нам в лодку баночки колы и пива. Мы им спасибочки сказали. А Якоб-австрияк залез к ним и показал на своем костюме логотип "Молчановс"  и рассказал про нас все. Мы оказали им честь, что они нас спасли. Еще раз раскланялись.
Вылезли на берег - Марко сказал, что у нас под сиденьем был запасной бак с бензином. Посмотрели на Лешу. Он - "А я че, я ниче".

20 августа
Бросали якорь (12 кг, да еще растопыренный) и вытаскивали буй с тросом и грузом (8 кг) - 3 раза. Чего-то нам место не нравилось. А когда понравилось, чего-то силы убавились.
Якоб брассом 2 раза старался нырнуть, но очень уж притомился на вытаскивании якоря. Бен в новой моноласте воодушевился, и нас заражал своей игручестью, но глубоко сил у него не было. У меня сил побольше – я узелки вязала-перевязывала. Нырнула.
Потом мы удрали с лодки и быстренько поплыли кролем к берегу, чтобы не тащить якорь. Бросили Якоба и Бена. Они пришли к берегу через час после нас, все тренировались на вытаскивании. А мы средь бушующих волн, со встречным ветром быстро удалялись от лодки с этим дурацким якорем.

21 августа
Море не бушующее, но перетекающее куда-то. Надо ему. Течение такое, что трос под 45 градусов. Алеша пошел вниз и Павел Казанков тащил буек назло течению в другую сторону так мощно, что трос от натиска выпрямился. Для Алеши легкое погружение. Когда вниз пошла я, все зевали и пришлось вернуться – мое внутреннее ухо подсказало, что не прямо вниз я лечу, а криво.
Павел встал у руля, а мы с Алешей отцепили буек от лодки. Нырнула. Потом огляделась – лодка на горизонте. Течение! Море перетекает. Алеша поплыл помогать вытаскивать дурацкий якорь. Доплыл до лодки через полчаса. Еще час вытаскивали этот якорь. Но якорь решил в море остаться. Оторвался от веревки, плавать не умеет, на дно прилег. Мы ж его не любили. Теперь-то жалко.
И все на горизонте. И берег там же. У меня есть буек. Тигра нет. И воды нет. У Пи были галеты. У меня нет галет. Одна в мировом океане. А ведь могут и забыть. Дочка вдали, сын вырос. Ооо… Приближаются. Я ж еще нянькой сгожусь. Подобрали.

22 августа
Носились над волнами на катере – взлетали. Алеша с Яриком, нашим юнгой, выхватывали друг у друга штурвал и соревновались, кто выше летит над морем. Пока они выясняли, кто круче, на бортах подпрыгивали и визжали мы.
Алеша с Марко собрали контрбалластную систему. Когда нырять стало безопасно, я забоялась. Аж 2 раза развернулась раньше. Не пошло. Зато Алеше пошло, довольный. Павел на страховке наготове, железяк много - надежно. И Элина при деле: моноласту тестирует, тоже довольна.
Вечером Элина демонстрирует свои чувства во время ныряния: те же, что и у уточки, видящей червячка – радость.
Павел (летчик-истребитель!) за блинами (сам пек!) вспоминал полеты наяву. Мы восторженно внимали. Обсудили, как и почему луна вращается вокруг себя и вокруг нас с одинаковой скоростью. Как и почему не поняли. Но поняли, что неспроста.

23 августа
Дельфины и тунцы в нашем заливе. Мы стоим на берегу, любуемся мирным морем, а под водой - битвы. Мелюзга рыбная в страхе выскакивает из воды и летит над нею, лишь бы чудовище не догнало. Ужас над водою – черный 2-х метровый тунец. И нам уж страшно эту торпеду в глубине увидеть.
Наелся. Мелюзга опять пасется в водорослях – наедает брюшко. Не ведает, что для чудовища.

24 августа
Приехал Лука – хозяин лодки. Сразу пресек Алешин кураж. Теперь не носимся, тихохонько по морю ездим. Хозяин приехал. Бережливый. Корректно намекнул на глупость физика Марко и инженера Алеши: они заявили нам, что система откачки воды сломана и заставили нас вычерпывать воду баночкой. Конечно, наша производительность откачки была равна закачке – носились же над волнами и потом же ныряли в них. Пристыдил умников.
Алеша все равно хорошо нырнул. А Кристофер похвалил мою запеканку.

25 августа
Утром разминаемся на берегу. Подводный охотник выходит из воды и довольно демонстрирует осьминога на трезубце. Осьминожка не верит, что попался, шевелит ножками, хочет домой.
Вспомнилась погоня Алешина с видеокамерой за осьминожиком лет 5 назад на острове Жирия в Хорватии. Устав, осьминожик спрятал головку под камень, как ребенок под кровать, а ножки торчат. Но он же не видит преследователя! Тем вечером Алеша отказался есть в ресторане осьминожиков. И вообще их не ест теперь. А видео сохранилось.
После нырялки научно организовали труд: прицепили огромный буй к тросу с якорем и дали газу. Пусть лодочный мотор поработает вместо бицепсов. И сразу отношение к якорю позитивное.

27 августа
Вышли в море. На горизонте - шторм. Сурово. Поставили якорь (новый). Начали разминаться. И неожиданно очень сильное течение: все еле удерживаются за буек. Крики! Почему так отбрасывает от лодки? Даже подтянуться к ней невозможно. Как в Волге на стремнине.
Наконец, Лука догадался: рядом прошел кораблик рыбацкий с сетью. Зацепил наш якорь. Невезучие они у нас. Попрощались с якорем, подсчитали убытки – 150 евро. Да тут смотрим: кораблик к нам идет. Тоже догадливые, поняли, что тащат нас за собой.
И капитан наш якорь держит! Вот радость-то.
А шторм рядом. Быстро к берегу. Все выскочили из лодки, а я в море - под ливнем наплавалась.

29 августа
С утра море тихое, и все вокруг умиротворенное. Кажется, что может изменить мир? Ветер! Днем поднялся и уже море сердитое, с барашками. И все вокруг тревожное. Все равно вышли, но недалеко. Якорь бросили, а ветер лодку сносит и эхолот наши метры уменьшает. А надо каждому точно нырнуть, чтобы по плану строго. Лука (на нем ответственность!) сказал Кристоферу чуть дальше проехать, а сам якорь не до конца поднял – заленился.
Когда остановились и решили заякориться, то увидели только хвостик от якоря. Пока ехали – веревочку под катер затянуло и винтом… Кошмар. Но почему этот якорь нас покинул? Завтра купим новый и уже никуда не отпустим, пусть в лодке лежит.
Все-таки поныряли чуть-чуть брассом на мелкоте и поплавали кролем.

30 августа
Настроение прелестное. 3 смельчака и я на лодочке. Приехали на середину моря. Лука якорь новый от сердца оторвал, бросил в воду. Начали разминаться, а трос почти горизонтально в воде. Течение! Куда нырять? Снялись, отошли в сторону – нет течения! Куда делось? Продолжили разминку. Но от перемещений и ожидания подвоха (вдруг опять море понесется) как-то мы втроем занервничали в глубине – раньше развернулись. Только Алеша устойчивый и непоколебимый – и нырнул очень даже глубоко. Но и мы настойчивые: со 2-й попытки достигли. Кристофер личный рекорд сделал.
Вечером вспомнили про островок с маяком: видимо, море его обтекало, а мы по глупости в этот поток встали. Маяку одиноко, рад путникам. Путники – это мы, каждый день плавали мимо. Сегодня залезли 3 смельчака на маяк и прощаются с Адриатикой, а заодно уже всматриваются, где там Эгейское море. Завтра в Грецию.

31 августа
Очень жаль расставаться – задружились крепко. Чтобы легче стало, обсудили планы зимой на лыжах на горных в Альпах покататься (ладно уж, сноубордиста Алешу тоже возьмем, хотя сноубордисты не наши люди). Правда, я не очень уклюжа и каждый год чего-нибудь повреждаю: в этом январе в Домбае ребро сломала. Теперь эксперт в поверхностном дыхании.
Прощание уже конструктивное, мысли о новых лыжах (надо бы попроще, не скоростные).
Спасибо Марко и Мойце за то, что привели в эту деревушку с названием Ражень и помогали во всем.
Держим путь в Грецию.

1 сентября
Путь через Истамбул, хотя привычнее Стамбул. Почему-то казалось, что восточные люди привязаны к краю, а тут в аэропорту тысячи тысяч (ассоциация с Майданом у Никитина). Шумливые. Конечно, кофе по-турецки в песке. И восхитительная лепешка с тоненьким тестом (недрожжевым) и сыром разным расплавленным сверху. Не пицца – вкуснее.
В Афинах утрамбовались в арендованную машину и поехали сонно в Каламату.

2 сентября
Отель уютненький. Еда – соблазнительна, да еще и не ограничена! Вот попались! Как же это сложно – ограничивать себя, если предложение не ограничено. Поныряли немного, погуляли по бережку.

3-10 сентября
Тренируемся, разныриваемся. Общаемся с народом фридайверским со всего мира. Гуляем по бережку. Дух греческий в скульптурах гордых остался. Попроще греки стали, но все же стремятся в выси. Час наблюдала за упорством красивого грека. В этот вечер взлетел на метр. Жаль, больше на берегу не показывался. Может, перед зрителями неудобно. Разбегается и мы: давай-давай - подначиваем. А он – плюх. И так 20 раз.
Еще и маленькие и большие греки азартно рубятся в народный теннис. Но почему-то не было волейболистов. Не через сетку, а в кругу. Странно, у нас на Черном море это народная забава.
Еще греки любят долго есть и долго разговаривать. Правда, о чем – не очень-то понятно, но долго.
И еще на берегу было полно малюсеньких греков и гречанок. Обратная зависимость между деловитостью (занятостью) и рождаемостью в кризисной Греции.
Алеша разнырялся до 126 м – легко, с явным запасом, я до 100 м в ластах и до 67 м без ласт, тоже с запасом.

11 сентября
Гийом на мини-соревнованиях Ставроса делает рекорд Франции – 125 м. И Алеша ведется, хочет 128 – рекорд мира, а потом на чемпионате 130. Запас-то есть.
Жанин из Нидерландов бьет мой рекорд в нырянии по тросу на руках – 90 м. Я 90 уже ныряла, но Гранту надо было убить Билла, и он выбил его через меня – рекорды мира 101 и 90 аннулировали, а Билла убрали. Зря. Больше в мировом фридайвинге такого компетентного и харизматичного нет. Я официально 101 в ластах и 88 по тросу на руках только на чмпионате мира в 2012 сделала. А Жанин в 20 лет установила новый мировой. Звезда появилась.

13 сентября
На разминке на моих глазах рвется трос 20 мм, кто-то разблокировал след и он перерубает трос. Ладно, стартовая линия не Алешина. Разминка спокойная, по плану. Но прямо перед стартом перехлестывается Алешин трос и трос, держащий платформу. Явный знак. Но ведь Алеша упрям, если его тормознуть перед стартом, из состояния измененного выйдет. Задержали старт на 10 минут, Андреа распутывает тросы.
Алеша ныряет и доходит до заявленных 128 м за 1 мин. 53 сек. – нормально. Наверх скорость резко падает, обычно 1,5 м/сек., а тут 0,5 м/сек. Страхующие ждут на 30 м 30 сек., затем видят странные движения, падают до 40 м и вытаскивают бессознательного Алешу. Блэкаут на 40 м. Наверху пришел в сознание через 20 сек. Сильный обжим легких – кровь с пеной. Сразу кислород. Но глубоко вдохнуть не может – обжим.
Почему??? Причина??? 126 с запасом и 2 дня назад, должен был восстановиться. Мы в шоке. Алеша ничего не помнит, только то, что 3 раза пытался карточку, сорванную внизу, засунуть под капюшон, как это все время делал, и не получалось – почему-то промахивался.
Причина стала ясна после просмотра камеры на конце троса: на всплытии «обратный блок» и баротравма внутреннего уха (там полукружные каналы расположены – орган равновесия). Сразу сильное головокружение, потеря ориентации в пространстве. На видео Алеша всплывает по спирали вокруг троса, зависает в горизонтальном положении, плывет вниз.
Надо было сразу включить мотор на контрбалластной системе и за лайнер вытащить Алешу, но все были уверены в нем и растерялись.
После явного знака с тросами надо было мне остановить соревнования.

14 сентября
Алеше дышать полегче, но вдохнуть глубоко пока не может. Предлагаю закрыть тему с соревнованиями и в знак солидарности мне тоже не участвовать. Алеша хорохорится, как Бибигон и отвечает: «Ты можешь не участвовать, а я буду!». Я все спрашиваю – как себя чувствуешь? Он неизменно: «Отлично!» и ровными зубками улыбается. Конечно, Марина приехала! Помогает справиться с психической травмой (вдруг опять вертиго) - применяет технику «Перепросмотра».
Ладно, ждем.

15 сентября
Алеша утверждает, что уже восстановился и ныряет 45 м. А я чего-то нанервничалась и пазухи воспалились, температура. Какая, не знаю, градусника нет, но пульс в 2 раза больше обычного, и лоб горячий, и сил нет вообще, и больно на пазухи нажимать – синусит. В 12 часов дня сажусь на антибиотики, сразу полуторную дозу. Уже была ситуация такая же, выкарабкалась за сутки. Надеюсь.

16 сентября
Утром не бодрая, поваляться бы еще день, но соревнования. Чемпионат мира. Тащусь на старт. Ныряние в глубину без ласт. На разминке вялость. Кое-как собираюсь и ныряю 69 м с большим-большим трудом. Надо же – белая карточка и рекорд мира. Особой радости нет – беспокойство за Алешу. Не хочется, чтобы нырял.
Билл звонит – переживает.

17 сентября
Алеша ныряет 75 м. В этот день маме исполнилось бы 90. В 53 года мамина однокурсница оперировала ее в Ленинграде – удалила ¾ желудка. Обычно после такой операции живут недолго. Мама начала моржеваться с гемоглобином 60 г/л при норме 120 г/л и работала хирургом еще 20 лет. И купалась в проруби до 88 лет.

18 сентября
Алеша и Дэйв Муллинз по 128 м хотят, Гийом Нери 123 заявил, а Вильям Трубридж 120. Жестковато.
Я решаю не напрягаться (боюсь за Алешу) – заявляю 96.

19 сентября
2-й день соревнований: ныряние в глубину в ластах. Дэйв 1-й ныряет и разворачивается на 107, не продувается. Я Алеше говорю – можешь на 126 повернуть, все равно 1-й будешь. Видно, что чуть подмерз, вода на 2 градуса упала - 24, да еще ветер и волны. Ныряет 128 м! И судьи белую карточку дают. Алеша – чемпион и рекорд мира новый! Через 5 дней травмы. Вильям – 2-й со 120 м, Гийом раньше разворачивается и 3-й – 119.
Я спокойно 96 делаю, тоже выигрываю. 2 раза мы с Алешей ставили рекорды мира в течении часа: в Италии в нырянии в длину в 2009 г. (Алеша 250 м, я 214 м) и в Шарме в нырянии в глубину в 2012 г. (Алеша в ластах 125 м, я в переменном весе 127 м). Теперь вот вместе выиграли чемпионат мира.
Получается, фридайвинг дает шанс любому возрасту реализовать потенциал. В России есть еще одна семья фридайверов, участвующих в открытом чемпионате Москвы - папа Алексей Романов и сын Владимир. Американки - мама Аннабель Бризено (с тремя внуками) в Мариборе на чемпионате мира заняла в статике 4-е место, а дочка Джессика была 3-й.
Так-то.

20 сентября
Не успеваю восстановиться и заявляю 91 м в дисциплине «ныряние по тросу на руках». Жанин из Нидерландов заявляет 94. Желаю ей удачи и жалею ее. Понятно, что не сделает. Пока по молодости горячится. Алеша и Мигель из Испании по 110 заявляют, Трубридж 115.

21 сентября
3-й день соревнований: ныряние в глубину по тросу на руках. Я во время заныривания запутываюсь в лайнере и прищепка на носу еле держится. Приходится продуваться на остановках. Ну да ладно. Расслабляюсь и с удовольствием проваливаюсь в иную реальность. Возвращаюсь нехотя. Новый рекорд. Жанин разворачивается на 80 – не стала рисковать. Молодец, осторожная, за ней будущее.
Алеша чисто 110 – рекорд России и серебро на чемпионате. У Мигеля – блэкаут. Золото у Трубриджа.
Россияне хорошо выступили, но по-разному.
Подробно про всех на сайте www.free-diving.ru

22 сентября
Родина.
Прикрепленный файлРазмер
web_img_3059_1.jpg59 КБ
Copyright © 2005-2017. Natalia Molchanova.
Design by ras_Kelt, development by lotto.bra @ gmail.com ( FreezZ ) .